Запорожэлектротранс

Запорожский городской совет

Комунальное предприятие

zet name
Вы здесь: Главная / О предприятии / История предприятия / Историческая справка

Наша история

В 1911 году в Александровске начались работы по оборудованию электрического трамвая. Через год заводчик Нибур пригласил бельгийских инженеров для устройства трамвайного сообщения между городом и санаторием Александрабад. Хотя городской голова Феликс Мовчановский считал электротрамвай новым доходным городским предприятием, однако трамвай в городе так и не появился. Последний раз иностранные специалисты приезжали в сентябре 1913 года.

history001

В 1930-е годы в Запорожье стали появляться крупные заводы. Сперва рабочих на стройплощадки доставляла железная дорога. Однако, она не могла эффективно справляться с этой задачей. И вот в конце 1930 года правительство УССР приняло решение о создании в городе Запорожье трамвайного хозяйства. Строительство 11-километровой линии от площади Свободы до ДнепроГЭСа выполнили рабочие Днепростроя. Осенью 1931 года 30 лучших комсомольцев города были направлены на обучение в Харьков для приобретения навыков вождения трамвая. Из Ленинграда прислали оборудование для тяговых подстанций. В итоге было смонтировано путевое полотно и проложена контактная сеть.

И вот 17 июля 1932 года началось регулярное трамвайное движение по двум маршрутам:

  • Речной порт — пл. Свободы
  • пл. Свободы — ДнепроГЭС.

Первый трамвай по маршруту «Плотина — пл. Свободы» провёл комсомолец Яков Куцевол. В первый день было перевезено 10 тысяч пассажиров, стоимость проезда составляла 3 коп. Вначале в депо предприятия «Трамэлектро» числилось 9 машин (причём все выходили на линию), одна ремонтная бригада, которая обслуживала 11 км путей.

В 1930 г. началась прокладка трамвайной магистрали от Южного вокзала, через Шенвизкий мост, старый город, Вознесенку и до плотины ДнепроГЭС. В связи с усилившимся движением и нагрузкой, в период укладки рельс при прокладке трамвайного пути была произведена реконструкция Шенвизского моста и усиление некоторых его элементов.

Вторая очередь запорожского трамвая — «пл. Свободы — ж/д вокзал „Запорожье-1“» открылась в октябре 1932 г. В 1934 г. были открыты маршруты по плотине ДнепроГЭСа и с Южного вокзала на Ремонтно-механический завод. С левого берега к ДнепроГЭСу над шлюзом примыкал двухарочный железобетонный мост, по которому были проложены трамвайные пути. В 1936 году добавили еще один маршрут «Площадь Свободы — Зелёный Яр». За год было перевезено 25 млн пассажиров.

В 1936 году был открыт маршрут от Ремонтно-механического завода к Шамотному заводу (Запорожогнеупор). В 1937 году линия была продолжена к Днепровскому магниевому заводу (Запорожский титано-магниевый комбинат). С 1938 году на трамвае можно было доехать от остановки Диагональная до Северного шоссе.

history002

В 1938 году трамвайная сеть имела 6 маршрутов:

  • № 1 ДнепроГЭС — ж/д вокзал «Запорожье-1»
  • № 2 ДнепроГЭС — Запорожье-Левое
  • № 3 ж/д вокзал «Запорожье-1» — Запорожье-Левое
  • № 4 ДнепроГЭС — Правый берег
  • № 5 Речной порт — пл. Свободы
  • № 6 Зелёный Яр — пл. Свободы

В октябре того же года была пущена вторая очередь трамвайных маршрутов до ж/д вокзала Запорожье-1, протяженностью 11 км, а общая протяженность трамвайных путей составляла тогда 22,8 км.

Эти успехи давались неимоверным напряжением сил и энергии, ведь всего два года отделяло открытие трамвайного сообщения от решения правительства УССР.

Эти первые достижения были примером настоящего трудового энтузиазма, отмеченного высшими государственными наградами. Орденом Ленина, к примеру, награждена одна из первых водителей Бабенко И.И.

Такие успехи нашли даже всемирное признание: в 1938 г. в Париже на Всемирной выставке, а в 1939 г в Нью-Йорке Запорожье представлял новые советские города.

Таким было начало, заложившее славные трудовые традиции коллектива, на всех этапах успешно решавшего поставленные перед ним задачи. 

Все линии были однопутными и обслуживались трёхвагонными поездами, по схеме "моторный+прицепной+прицепной". В конце каждого маршрута имелись кольца с тупиками, обслуживались одним вагоном в двухстороннем режиме. Для маршрутов № 1,2,3,6 были сделаны разъезды, но маршруты № 4 и 5 их не имели. После войны маршрут № 4 не восстанавливался, но остальные вступили в строй очень быстро, кроме того, сеть № 1, 2, 3, 6 была переделана на двухпутную уже к конце 1940-х годов.

В 1940 году трамвайное полотно составляло 75 км, а число вагонов выросло до 115.

Во время Великой Отечественной войны трамвайное хозяйство было полностью разрушено: сняты рельсы с путевых полотен, демонтирована контактная сеть, вагоны были подготовлены к транспортировке в Германию. Отступая, фашисты пытались уничтожить все: были разрушены производственные и служебные помещения Трамтреста.

Все пришлось начинать с нуля. Героическим трудом наших ветеранов в 1944 году удалось возродить запорожский трамвай. Возрождали трамвай в основном женщины, которых на предприятии было 99%.

Работали в невероятно трудных условиях: шпалы носили на расстояние в 2-3 км, выдавали по 500 г хлеба и немного картошки. К месту укладки рельс, на Вознесеновскую горку, было доставлено 7 тысяч шпал. Одновременно началось и строительство тяговой подстанции.

Силами заводов и трамвайщиков был восстановлен 21 вагон.

Огромную помощь оказали трамвайные хозяйства гг. Киева, Харькова, Ленинграда и Москвы. Но, конечно, основную роль сыграли наши ветераны: С.Е.Журило, Т. Коваленко, М.Толбацкая, Н.Е.Олейник, Л.И. Глушко, Е.М. Долгова и многие другие труженики запорожского Трамтреста.

В результате уже 11 октября 1944 года было открыто движение по маршруту “Трампарк – Южный вокзал”.

history003В последующие годы продолжалось становление и строительство запорожского трамвайного хозяйства. А в 1949 году огромным и радостным событием для запорожцев явилось открытие троллейбусного движения протяженностью 12 км по маршруту “Запорожсталь” – ул. Богдана Хмельницкого”. Всего на тот период курсировало 4 троллейбусных машины, троллейбусный парк располагался на конечной остановке “Запорожсталь”. С того же года предприятие стало называться “Запорожское трамвайно-троллейбусное управление”. Стали поступать новые троллейбусные машины, стало тесно и с 1951 года был введен в эксплуатацию первый троллейбусный парк на той территории напротив алюминиевого комбината, где он до сих пор и находится.

Внедрялась в послевоенный период новая техника, автоматизировалось производство, расширялась сеть трамвайных и троллейбусных линий. Предприятие стало сложным и многообразным хозяйством, подвижной состав которого постоянно пополнялся и обновлялся быстроходными и комфортабельными вагонами и машинами.

Для улучшения транспортной связи жителей Заводского района в 1961 году было построено трамвайное депо № 2, а в 1972 году введен в эксплуатацию троллейбусный парк № 2 в Космическом микрорайоне.

Открывались новые маршруты троллейбусов и  трамваев.

history004Выдающейся личностью в организации и развитии трамвайного движения является бывший руководитель Костюков Павел Яковлевич, проработавший главным инженером и начальником ТТУ 37 лет. Под его руководством транспортное хозяйство развивалось и укреплялось. Он воспитал огромную армию квалифицированных кадров, которые приумножили славные традиции коллектива транспортников. Среди них – Прокопенко А.Ф., Лившиц С.Г., Волковой А.Н., Фоменко В.Ф., Бринер Н.З., Ткаченко В.Т., Редько Н.Д., Химич Н.И., Попович В.И., Шалашный В.Е., Стадниченко В.В., Деревянко Т.А., Борисов Л.Г., Литвинко Н.В., Донцова Л.И.

История предприятия «Запорожэлектротранс» на всех этапах – это славные страницы трудовых достижений. Это биографии людей, передовиков и ветеранов производства, ставших профессионалами свого дела, посвятивших свою жизнь електротранспорту.
Работая в сложных социально-экономических условиях, предприятие продолжает перевозить пассажиров, ремонтирует и модернизирует подвижной состав, не забывая при этом о тех людях, благодаря которым обеспечивается бесперебойная работа.

Коллектив предприятия по праву гордится своими передовиками и ветеранами производства, которые заслужили уважение жителей города четкой работой и высокой культурой обслуживания.

Первый троллейбус через ДнепроГЭС в Запорожье. 1958 г.

Трамвайной линии по проспекту им. Ленина

Вы здесь: Главная / О предприятии / История предприятия / Историческая справка